Наличие множества компаний по всей стране, а в мегаполисах особенно, специализирующихся на вывозе мусора, говорит само за себя о прибыльности данного бизнеса. Но это свидетельствует и о большой конкуренции в мусорной нише рынка. А каждая производственная единица, независимо от того, какая форма собственности закреплена, стремится при малых расходах получить большие дивиденды.
Статистика показывает, что узкоспециализированные по вывозу мусора компании, сегодня еще часто ведут производство, не используя компьютерные программы для анализа своей деятельности. Прибыль предприятия зависит не от количества контейнеров и спецтехники, а от их рационального использования. Вложения в программное обеспечение быстро окупаются. Принять управленческое решение, основанное на анализе отчетной информации, собранной с помощью оргтехники, намного проще. К тому же, и обоснование подобных решений, направленных на оптимизацию всего производственного процесса, выглядит внушительно. Есть возможность унифицировать этап заключения договора, в то же время, учитывая особенности клиентуры. Внедрение программного обеспечения позволяет автоматическое формирование отчетов, анализ их по заданным параметрам. С его помощью осуществляется диспетчеризация процесса, ведь заполнение маршрутных и путевых листов вручную занимает много рабочего времени. Расход ГСМ, его остаток в баках, наличие автозапчастей, расчет стоимости рейса, заработной платы персонала – все выполняется оперативно. И весь сбор информации вносится в систему автоматически, нет пресловутого человеческого фактора, часто влияющего на возникновение ошибок.
Проблемным всегда является вывоз крупногабаритного мусора и отходов, поставляемых частным сектором. Стандартные контейнеры не предусмотрены для вывоза пришедших в негодность диванов, шкафов. Часто жилищно-коммунальные организации вынуждены очищать территорию от мебельного хлама в убыток себе, тем более собственники частных домовладений неохотно идут на заключение договора для вывоза мусора с прилегающей территории. А если внедрить поощрение рублем, ведь в свое время было заманчиво сдавать металлолом и макулатуру? Ведь все мы с восхищением отмечаем кадры зарубежных фильмов, где ненавязчиво мелькают придомовые контейнеры, предназначенные для сбора мусора, квалифицированного по различным параметрам: пищевой, стеклянный, пластиковый и т.д. Необходимость разделять мусорные отходы на начальном этапе, рожденная материальной заинтересованностью, постепенно перерастает просто в привычку.
Собрать и вывезти мусор за городскую черту для его дальнейшей утилизации в котловане просто, но не очень эффективно. Требуется мусороперерабатывающий завод. Городские и краевые бюджеты, обычно, дефицитны. Необходимы частные вливания инвестиций, и немалые: одно оборудование по сортировке и переработке отходов сколько стоит. Здесь нужна помощь союза инвесторов, готовых помочь городу вздохнуть чистым воздухом, и получить прибыль. Цивилизованный подход к решению данного вопроса должен предусмотреть сортировку мусора уже на стадии его сбора. Тщательно отсортированные отходы годны для переработки и вторичного использования, а это и есть дополнительная прибыль. Конечно, нужна предварительная разъяснительная работа с населением и управляющим звеном предприятий торговли, строительства, здравоохранения и проч. Не помешает и заинтересованность рублем, например, определенные скидки на тарифы или налоги бюджетного уровня.
Получается, что для оптимизации процесса вывоза мусора необходимо на региональном уровне решать вопросы со строительством мусороперерабатывающих заводов, организацию раздельного сбор мусора и широкое внедрение программного обеспечения.